Биография

Реклама

Импрессионизм

Ссылки

Картины

Реклама

Последнее

Тематика

Ренуар в своей студии

Для Огюста Ренуара рисование не было только работой - оно стало его любимым занятием, лучшей формой отдыха и, прежде всего, самой сильной страстью.

Ренуар был на редкость плодовитым художником. За время своей долгой творческой жизни, продолжавшейся без малого шестьдесят лет, он успел написать около шести тысяч картин, или в среднем две работы в неделю.

Долгий жизненный путь Огюста Ренуара может быть разбит на несколько периодов.

Он начинал профессиональную жизнь как подмастерье в мастерской по росписи фарфора. Ренуар в совершенстве овладел техникой письма, а во многих поздних его работах очень сильны как декоративная, так и коммерческая стороны.

Став импрессионистом, он открыл для себя ту огромную роль, которую играет в живописи свет, и все его работы, написанные после середины 1870-х, говорят именно об этом.

После поездки в Италию в начале 1880-х годов, Ренуар стал использовать более твердые, четкие формы. В конце жизни он перебрался на юг Франции, где манера его письма сделалась более свободной и открытой.

Самые знаменитые картины Ренуара

Название и страница о картине

Год написания

Фрагмент картины

Лягушатник 1868 Лягушатник
Альфред Сислей и его жена 1868 Альфред Сислей и его жена
Ложа 1874 Ложа
Обнажённая в солнечном свете 1876 Обнажённая в солнечном свете
Бал в Мулен де ла Галетт 1876 Танцы в «Мулен де ла Галетт»
На качелях 1876 На качелях
Портрет артистки Жанны Самари 1877 Портрет актрисы Жанны Самари
Сена возле Асньера (Ялик) 1879 Сена близ Анера (Ялик)
Завтрак гребцов 1881 Завтрак гребцов
На террасе 1881 На террасе
Девушки в черном 1881 Две девушки в чёрном
Деревенский танец 1883 Деревенский танец
Зонтики 1885 Зонтики
Жюли Мане с кошкой 1887 Жюли Мане с кошкой
Юная купальщица 1892 Юная купальщица
Две девушки у фортепиано 1893 Две девушки у фортепиано
Автопортрет 1910 Автопортрет
Габриэль с розой 1911 Габриэль с розой

Отношение Ренуара к своему творчеству

Временами он становился невероятно требовательным к себе, особенно в последние годы жизни, и считал некоторые свои работы посредственными. Впрочем, он просто любил рисовать, это было для него столь же естественно, как дышать.

«Во время работы, - говорил он, - я чувствую себя пробкой, которую несет по волнам, и мне остается лишь отдаться на их волю».

В ранние голодные годы Ренуар зачастую не мог купить себе краски, поэтому и в зрелом когда ему все стало доступно, он не переставал любоваться ими, мог наслаждаться их цветом и даже запахом. Радость, которую Ренуар испытывал во время рисования, была одним из самых сильных наслаждений в его жизни, и это не могло не отразиться на настроении его картин.

Художник не любил героические и трагические сюжеты, гораздо больше его интересовала обычная жизнь с ее простыми радостями. Ренуар любил писать людей, которые пьют, танцуют и веселятся; он любил красивые пейзажи и цветы, любил детей, но больше всего обожал молодых, полных, красивых женщин.

Свое отношение к живописи Ренуар передал следующими словами: «Я убежден в том, что картина должна быть приятной, веселой и привлекательной, - да, привлекательной! На свете и так слишком много скучных вещей, и не стоит пополнять их число своими картинами».

Не удивительно, что Ренуар пренебрежительно относился к высокоинтеллектуальным рассуждениям о живописи и всегда говорил в таких случаях: «Я никогда не вступаю в подобные разговоры».

Место живописи в жизни Ренуара

Живописи Ренуар посвятил всю свою жизнь без остатка. Даже в старости он больше всего опасался того, что прогрессирующая болезнь может лишить его возможности писать. Его друг и торговый агент Амбруаз Воллар оставил воспоминания об этом периоде жизни художника.

«Жизнь Ренуара, - пишет он, - была размеренной, как у конторского служащего. В мастерскую он приходил с той же пунктуальностью, с какой клерк занимает место за своим рабочим столом.

Спать он ложился рано, сыграв перед этим с мадам Ренуар партию в шашки или домино. Он всегда боялся проспать, чтобы не нарушить на следующий день распорядок своей работы.

На протяжении всей жизни рисование оставалось его главной радостью и единственной возможностью для отдыха».

Ренуар, который верил, что живопись это «прежде всего ручной труд, и потому художник должен быть хорошим рабочим», содержал свою студию в поразительном для творческого человека порядке и чистоте.

Согласно Воллару, «палитра, кисти, тюбики с краской - все это аккуратно складывалось с чисто женской опрятностью».

В настоящее время ящик с красками, который принадлежал Ренуару хранится в Лувре (Париж).

Другим человеком, оставившим воспоминания о том, как работал Ренуар, был американский художник Уолтер Пэч, посетивший его в 1908 году.

Ренуар говорил ему: «Я ставлю предмет так, как хочу его видеть, а затем начинаю рисовать, как ребенок. Предположим, мне хочется добиться яркого красного тона, и я начинаю добавлять красный к другим цветам, пока не достигаю желаемого эффекта. И больше ничего. Для меня не существует правил…

Сегодня все хотят найти объяснение всему. Но если вы можете объяснить картину, она уже не является произведением искусства…

Настоящее произведение искусства должно захватывать вас, притягивать, увлекать. Картина для художника - это способ выразить свои чувства; это поток, который исходит от него и уносит зрителя вместе с собой.»

Сюжеты картин Ренуара

Когда Ренуар начал серьезно изучать живопись, ему потребовалось некоторое время для того, чтобы найти то направление, в котором он будет работать. На первых порах его естественный творческий инстинкт был приглушен желанием писать картины, отвечающие вкусам публики и тем самым обеспечивающие художнику безбедную будущность.

Несколько лет он писал вяло, порой даже мрачно, однако под влиянием друзей, и прежде всего Моне, сумел сделать свою палитру ярче, а манеру письма - свободнее.

В молодости Моне и Ренуар были близкими друзьями и в 1869 году работали вместе в любимом публикой месте отдыха на Сене под названием «Лягушатник». Именно здесь они создавали картины, впоследствии послужившие основой импрессионизма.

В то время Ренуар разделял интерес Моне к созданию пейзажей на пленэре, но впоследствии, не отказываясь окончательно от этого жанра, все же сосредоточил основное внимание на изображении человеческого тела.

На первых порах Ренуар выбирал для своих картин сценки из повседневной жизни и писал кафе, танцевальные залы, театры, лодочные прогулки и другие сюжеты, связанные с развлечениями.

Однако после поездки в Италию в 1881-1882 годах он переключился на более «вечные» темы и занялся изображением обнаженной человеческой натуры.

Стиль и манера письма картин Ренуара

Опыт, приобретенный им в Италии, отразился и на общем стиле художника.

До этого манера Ренуара была типичной для импрессионизма - с использованием широких, ломаных мазков и слегка расплывчатых форм.

Однако после знакомства с образцами античной живописи и искусством Возрождения Ренуар убедился в том, что стремление запечатлеть на холсте ускользающее впечатление заставляет импрессиониста пренебрегать целым рядом проверенных временем технических приемов живописи. И Ренуар приступил к поиску своего собственного стиля, в котором ему хотелось использовать более определенные формы, четкие линии и более изысканную палитру.

На протяжении нескольких последующих лет Ренуар экспериментирует в «жесткой» или «кислой», как он ее называл, манере, но с конца 1880-х вернулся к более мягкому и гибкому стилю, имевшему много общего с техникой импрессионизма, однако отличавшемуся от нее большей величественностью, простотой и теплотой цвета.

В поздних работах Ренуара наблюдается переизбыток красного цвета, а фигуры становятся более массивными и округлыми.

Живописная манера Ренуара вырабатывалась на протяжении многих лет.

В период расцвета импрессионизма, на протяжении всех 1870-х годов, художник писал энергично и живо, благодаря чему его картины всегда выглядели яркими и красочными независимо от того, что было изображено на холсте.

Цвета Ренуара обычно были менее насыщенными, чем у его товарищей-импрессионистов, (он часто разводил краски льняным маслом и скипидаром) и ложились более гладко, чем, скажем, у Моне, создававшего за счет красок фактуру холста.

На протяжении короткого «жесткого» периода мазок Ренуара становится шире и тверже. Правда, в более поздних работах его манера вновь смягчается.

Наиболее характерные направления живописи Ренуара

Этюды маслом

Хотя Ренуар, в отличие от своих друзей-импрессионистов Моне и Сислея, не склонен был писать пейзажи, ему тем не менее нравилось работать на открытом воздухе, и он в свое время сделал на пленэре множество ярких этюдов маслом.

Например, этюд, на котором запечатлен пляж в Крэддл-Рок, на острове Гернси (1883 год).

Иногда Ренуар использовал эти этюды как основу для своих будущих картин, которые писались им в студии.

Натюрморт

Ренуар часто писал натюрморты, немного расслабляясь таким способом после окончания другой, более напряженной работы. Натюрморты в целом, и особенно цветы, всегда позволяли, как он говорил, «отдохнуть его мозгам».

Он писал цветы как сами по себе, так и как часть более широкого натюрморта.

Ренуар был достаточно честен, чтобы признать простую вещь: натюрморты легко пишутся и при этом могут приносить хороший доход. «Если бы я продавал только хорошие картины, - замечал он, - я бы умер с голоду».

Разумеется, нельзя все натюрморты Ренуара причислять к его первоклассным работам, однако лучшие из них великолепны по цвету, и изысканные по стилю. Примеры таких работ - “Розы в вазе” и “Натюрморт с букетом и веером”.

Рисунки и гравюры

Ренуар очень много рисовал, но никогда не относился к своим рисункам с должным вниманием.

Один из его друзей, художественный критик Жорж Ривьер писал, что «только после того, как к Ренуару пришло признание, люди бросились собирать его рисунки. Однако очень трудно, почти невозможно найти его рисунки, относящиеся к семидесятым и восьмидесятым годам. В те времена Ренуар безжалостно выбрасывал их, придавая своим работам не больше значения, чем школьник своей старой тетради».

Большинство уцелевших рисунков Ренуара - это моментальные наброски, сделанные тем, что оказывалось в эту минуту под рукой: пастелью, пером, тушью, карандашом или, как в случае с не датированным рисунком «Играющие девочки» - цветными карандашами.

Некоторые из рисунков - это этюды для будущих картин, а некоторые кажутся сделанными уже после написания картины, сюжет которой они повторяют.

В 1890-е годы Ренуар экспериментировал с гравюрами, этой идеей заразил художника его торговый агент, Воллар. Очаровательный образец гравюры, исполненной Ренуаром в технике сухой иглы, - портрет Берты Моризо, датированный 1892 годом.

Художник также пробовал свои силы в офортах и литографии, создав в целом около 50 работ (в том числе несколько цветных), в целом повторяющих сюжеты его картин.

Он находил офорт несколько тяжеловесным, и гораздо больше его заинтересовала литография, техника которой предполагает создание рисунка на литографском камне приблизительно тем же способом, что и на бумаге.

Изображения детей

Немногие художники писали детей с такой искренней любовью и симпатией, как Ренуар. Он умел передать исходящее от любого ребенка очарование, не впадая при этом в слезливую сентиментальность.

Примером тому может служить восхитительный “Портрет ребенка”, написанный около 1910 года.

Добиться успеха на этом нелегком поприще во многом помогал мягкий характер Ренуара, да еще отчасти та невероятная скорость, с которой он писал: его маленькие модели не успевали устать, а картина уже была закончена, как это случилось с девочками, изображенными на картине “Дочери Каен д’Анвера (Розовое и голубое)”, датированной 1881 годом.

Ренуаровские изображения детей отличают нежные сочетания цветов, невероятной гладкости кожа и лучащийся взгляд. Дети на его картинах и рисунках всегда включены в диалог с окружающим миром (даже если этим миром является пишущий их художник), доброжелательно и чуть-чуть вопросительно открыты навстречу ему. Они будто светятся изнутри, будто несут взрослым какое-то знание, показывают пример правильной жизни.

Обнаженная натура

Ренуар был одним из величайших мастеров изображения ню за всю историю живописи.

Он любил женское тело и умел живо передать его на холсте. Одна из знаменитых шуток Ренуара: «Я продолжаю работать над обнаженной натурой до тех пор, пока мне не захочется ущипнуть холст».

Впрочем, ведущей темой в творчестве Ренуара обнаженная натура стала не раньше середины 1880-х годов. Это произошло после его возвращения из Италии, где художник был потрясен античным искусством и искусством Ренессанса, в которых изображение обнаженного человеческого тела занимает одну из ведущих позиций.

«Купальщицы» (1887) были написаны именно в этот период. «Купальщица, вытирающая ногу» относится к работам позднего периода (1910), а другая картина «Купальщицы» была написана в 1918-1919 годах, в стиле, типичном для последних лет жизни художника.

Хотя порой Ренуар совмещает изображение ню с мифологическими сюжетами, в целом он все же предпочитает писать натуру в естественном виде, сосредотачивая все внимание не на сюжете картины, а на форме, цвете и фактуре.

В последнем периоде творчества любимой моделью Ренуара стала Габриэлль Ренар, кузина его жены, впервые появившаяся в их доме в 1895 году, чтобы нянчить их первенца, Жана.

Здоровое, крепкое, пышное тело Габриэллы было именно тем идеалом, который искал в женщинах Ренуар.

Скульптура

Ренуар всегда интересовался скульптурой, однако свои первые работы - две маленькие статуэтки, изображающие младшего сына Коко, - создал лишь в 1907 году, когда художнику исполнилось 66 лет.

Всерьез Ренуар не занимался скульптурой до 1913 года, а к этому времени он уже страдал от ревматизма и не мог держать в руках глину. Так что те две первые скульптуры так и остались единственными, вылепленными им собственноручно.

Торговец картинами, Амбруаз Воллар, нашел Ренуару помощника, Ричарда Гино, молодого испанца, работавшего до этого со знаменитым скульптором Аристидом Майолем.

Ренуар и Гино работали вместе с 1913 по 1918 год и создали совместно свыше двадцати произведений.

Ренуар делал общие наброски скульптур, по которым работал Гино, а затем подсказывал - на словах или указывая длинной тростью, - что его помощник должен сделать с материалом. Он говорил: «Было ощущение, что к концу моей трости прикреплена рука».

Гино считал, что его вклад в общую работу остается недооцененным, и после ссоры ушел от Ренуара. Полвека спустя, в 1968 году, Гино выиграл судебный процесс у наследников Ренуара, добившись права называться «соавтором» великого мастера. Примечательно, что, работая самостоятельно, Гино не добился успеха как скульптор.

Похожие материалы

Комментарии (9) »

  1. После поездки в Париж обожаю картины Ренуара. Мне кажется он настолько точно передал воздушность и какую-то внешнюю легкость образа жизни французского среднего класса 19 века

    Комментарий от Taya — 25.01.2010 @ 11:42

  2. Вот в самом деле плодовитый художник Огюст Ренуар! Удивительно, как он мог рисовать одну картину за 3-5 дней, в то время как другие художники тратили и тратят на это гораздо больше времени?

    Комментарий от Mishel — 25.01.2010 @ 11:58

  3. Огюст Ренуар - удивительный художник! В нем удивляет многое, начиная от его любви к порядку и заканчивая количеством картин, которые он успел написать. И не просто картин, а настоящих шедевров!

    Комментарий от Arlletta — 25.01.2010 @ 18:44

  4. Импрессионисты - это нечто незабываемое! К сожалению, до Парижа не добиралась, но была на выставке их репродукций (или точных копий), не знаю, как их правильно назвать. (Это когда воспроизводят в точности каждый мазок картины).
    Выставка была организована Посольством Франции в качестве культурного обмена. Разумеется, там были представлены все знаменитые картины Ренуара - ну просто шедевры! Хотя и поддельные.

    Комментарий от Nata — 25.01.2010 @ 20:21

  5. Как мне нравятся картины Ренуара! Они удивительные. И художественную манеру Ренуара трудно спутать. Творчество Ренуара довольно разнопланово, но во всех его картинах присутствует некое волшебство, которое ощущается даже на иллюстрациях. У меня дочка очень любит разглядывать известные картины Ренуара в художественном альбоме.

    Комментарий от Aqvamarin — 26.01.2010 @ 16:22

  6. Интересно, как Огюст Ренуар воплощал в своей жизни и творчестве те принципы, которые сейчас очень популярны у приверженцев позитивного мышления: чистота и порядок вокруг себя на рабочем месте и огромная радость от своего дела. По-моему это во многом и объясняет то, как много знаменитых картин Ренуара. Люди чувствуют эту радость и тянуться к ней.

    Комментарий от Марина — 26.01.2010 @ 17:28

  7. Творчество Ренуара - действительно, нечто поразительное. Очень сожалею, что не получилось пока посмотреть его картины в подлиннике. Но я дала себе обещание, что в течение нескольких лет я заработаю достаточно, чтобы начать путешествовать и Париж станет одним из первых мест, которые я посещу ;)

    Комментарий от Patrisha — 31.01.2010 @ 02:51

  8. 6000 картин!!!! за 60 лет работы, невероятно! Откуда столько вдохновения Огюст Ренуар брал. Хотя, если он говорил “Если бы я продавал только хорошие картины, я бы умер с голоду”, то похоже, это для него подчас было ремеслом, а не творчеством ))

    Комментарий от Nika — 31.01.2010 @ 22:40

  9. Если честно, я не увлекаюсь живописью. Но картины Ренуара мне очень понравились.

    Комментарий от Света — 07.02.2010 @ 12:20

RSS-лента комментариев к этой записи.

Оставить комментарий